Сплав по реке Томь, на надувных лодках. (Июль 2008)

 
 
 

 

Из Бачатского выехали первым рейсом, надеясь успеть на электричку со временем отправления 7.05 , но оказалось, что у РЖД есть такая забава, ежегодно менять расписание движения пригородных поездов, да так что бы это было очень неудобно пассажирам. То отправить раньше прихода первых автобусов с отдалённых посёлков или отправить часов через 5-6 после прибытия последнего рейса. В итоге наша электричка ушла на полчаса раньше, чем мы предполагали. Слава богу, эта проблема разрешима. Пришлось ехать автобусом, хотя это на порядок дороже (почти в 2,5 раза), и не так романтично. В этом меня поддержат те, кто хоть раз ехал в электричке с рюкзаками и всевозможными баулами на встречу с природой. Всё время ощущаешь на себе завистливые взгляды пассажиров и  в этот момент чувствуешь себя суперстаром в этом микромире. На вокзале в Новокузнецке нас ожидало очередное разочарование. Оказалось, что мы буквально на несколько минут разошлись с электричкой, которая должна была привезти нас на берег реки Томь, за пределами промышленных районов города. Следующий электропоезд отправлялся через 6 часов. Я и моя жена Наталья, люди привычные к ожиданиям на  перроне. Как-то нам пришлось 8 с лишним часов сидеть в Артыште, под палящим солнцем. Но на этот раз с нами в команде ехал наш друг Иван. Для него это было первое в жизни такое путешествие и как-то не хотелось омрачать впечатления, к тому же медленно, но уверенно начал трещать по швам Ванькин рюкзак. И в итоги большинством голосов (2 ЗА и 1 мой ПРОТИВ) решили ехать на такси. Честно сказать я чуть не удавился из-за этих 350 рублей плюс 10 часов ходу по промышленной зоне Новокузнецка, в замен 70 рублям за электричку и с высадкой далеко за пределами экологического безобразия, а так как по времени мы были ограничены, у нас в запасе осталось бы еще 1,5 суток. Ну да ладно. Главное мы уже твёрдо стояли на берегу реки. А это уже повод,… да и желудки упорно доказывали тесную связь с позвоночником. И тут оказалось, что мы забыли главное орудие туриста-водника… - ложки. Грести калории было нечем, а без калорией и по воде не загребёшь. Успокаивало то, что на противоположном берегу в Ильинке, по логике вещей, должен быть хозмаг. А пока мы удачно управлялись китайскими палочками из сибирской ивы.  Закончив трапезу, потихоньку начали становиться на воду. Ванькин рюкзак до основания изорвался. Еще, на вокзале, при погрузке в такси оторвалась одна лямка, и сантиметров на 30 разошелся боковой шов. Вторая лямка последовала примеру своей напарнице уже при выгрузке. К счастью, далеко носить это произведение китайского ширпотреба, уже не надо. Перебравшись на другой берег, я и Иван отправились на поиски хозмага. От местных узнали, что магазин находится на приличном удалении от берега и вероятно, что закрыт на обед. Мы всё-таки выдвинулись в сторону посёлка, к тому же я хотел поближе с фотографировать местный православный храм, который гармонично смотрелся на берегу реки.

На улице у церкви, местные ребята, подтвердили, что магазин на обеде. Перспектива хлебать уху палочками, нам почему-то не нравилась. Пришлось просить парней продать нам ложки из домашних наборов. Это были самые дорогие ложки в моей жизни. Это даже не столовое серебро и не классическая нержавейка, а гнутые и покусанные алюминиевые ложки. И каждая обошлась нам по 25 рублей. Зато животы останутся довольными. Ликвидировав эту оплошность, нам предстояло запастись питьевой водой. Из опыта прошлых сплавов, мы знали, что недалеко от Ильинки, в низ по течению из обрывистого берега бьёт родник. С годами ничего не изменилось, родник был на месте. Первая ночевка состоялась на одном из Антоновских островов. Там же был наш первый улов - два окуня и одна сарожка. На завтрак подавали: макароны с мясным рагу и жареная рыба. Аппетит стимулировали 50 грамм коньяка, марки КВН. Ближе к полудню проходили под Ж.Д. мостом, кстати, до которого и должна была довести нас электричка. На мосту стоит очень строгая охрана, которая всё время требует: «Немедленно покинуть запретную зону». Разглядывая тебя через прицел автомата «Калашникова». А это очень хороший стимул к ускорению хода. После моста река разбивается на 2 протоки, по привычке идём по левой. Здесь нам всё знакомо так как, сойдя с электрички на остановочной площадке «80-ый километр», свой путь мы начинаем именно отсюда. Да и левый берег более рельефный и красивее. Вода есть поэтом остановки делать не стали. Идём на Ерунаково. Ближе к деревне слышна работа карьерной техники на Ерунаковском разрезе. Часам к 19 подходим к деревне Белый Этап. Кто дал такое название и почему? История об этом умалчивает, хотя в годы репрессий это была территория СибЛага. А ниже по течению есть урочище, носящее название Черный Этап. И как-то один год, бродя по тайге, в районе Холодного плёса мне попался кедр, с прикрученным к стволу изолятором для электропроводов. На сколько я знаю, в близи, ни каких деревень не было. В Белом Этапе мы обычно пополняем запасы питьевой воды, здесь бьёт родник с очень вкусной водой. За деревней река резко поворачивает влево с некоторым уклоном вниз и ударяется о крутой берег, провоцируя приличную волну. Конечно, что бы перевернуть лодку, это надо постараться, а вот воды нагрести можно. Через 40 минут проходим Барзас. Здесь никогда не останавливались, даже не знаем, что там есть. Берег у деревни обрывистый с сильным течением. Сложно чалится и выходить. Едем дальше. На ночевку становимся за Барзасом, на острове. Начинает портиться погода. Правда для нас неожиданностью это не является. На первой же стоянке ставлю на лодку каркас из ивовых прутьев для накрывания лодки полиэтиленом. Это позволяет продолжать движение даже в сильный дождь. На следующий день погода уже не радовала. И на последующие 6 дней радовать не собиралась. Утром прошли Осиновое Плесо, справа устье Верхней Терси усеяно рыбаками, как фекалии мухами. Это последнее место, куда можно доехать по более-менее приличной дороге, даже на иномарках. Именно здесь проходит граница между «лампочкой Ильича» и керосиновой лампой. К часам 14 подходим к Средней Терси. Пополняем запасы воды прямо из Терси. Вода на столько чистая, что её можно пить в сыром виде. Делаем перерыв на обед. Следующая остановка Подосташкин Камень – хребет, упирающийся в реку и возвышающийся над ней метров на 80.

Давняя моя мечта, взобраться на вершину и сделать партию панорамных снимков. Но не тут то было. С реки кажется, что склоны хребта покрыты не высокой травкой, как на поле для гольфа. А наяву это оказались непроходимые заросли кустарника, выше человеческого роста, густо увитые сибирской лианой – хмелем. Кое-как удалось подняться метров на 20.

Не меньше проблем было и со спуском. По реке за хребтом, Усть-Нарык. В этом году в деревне, наконец, то отремонтировали генератор, который не работал лет 6. Только 2 раза в сутки жители вплотную сталкиваются с цивилизацией. Правда, не на долго, часа на 2. Есть магазин. Режим работы – свободный. Для вида весит расписание, но продавца в любой момент можно выхватить из дома. Ассортимент бедненький, но лапша и консервы есть. Есть минералка и «покрепче». От Усть-Нарыка течение хорошее. К вечеру добираемся до Ячменюхи. Заночевали на острове напротив.

Утром опять подавали жареную рыбу. Заехали в деревню на родник. Не нашли. Там где он был, теперь просто болото. Пошли по дворам, обошли несколько домов. Пусто, как будто все вымерли. Но всё-таки одну семью нашли. Выяснилось, что многие жители уехали, побросав дома. Раньше в районе Ячменюхи, вели добычу, какого то сырья для нужд металлургии до начала 90-ых. Был свой лесхоз. Деревня жила и дышала. Еще в 94-ом году, когда мы в первый раз сплавлялись, в деревне жило много молодёжи. Был вполне приличный магазин. Электричество, правда, подавалось от генератора по расписанию, но жизни кипела. И выкипела… Набрав воды, двинулись дальше, переступив точку не возврата. Дальше глухая тайга, первый населённый пункт километров через 70. Делаем остановку перед Серебряной Курьёй, рядом со старой баржой. Назвать баржой, груду металлолома, уже трудно. Но в этой куче метала, угадывается механизм, на колесно-лопастном ходу, годов 30-ых. Делаем несколько снимков на память и в путь. Серебряная Курья остаётся позади. Говорят, что сам губернатор области приезжает в курью на рыбалку. За 10 километров от курьи останавливаемся на ночлег. Утром опять подавали жареную рыбу. После завтрака в путь. Часам к 11 подходим к самому интересному перекату перед входом в Бычье Горло. Перекат довольно эмоциональный. Вполне может перевернуть одноместную лодку, если вдруг она пойдет боком. Проскочили с ветерком. Высокую волну спровоцировал сильный встречный ветер, подняв её до метра. Тут еще ладно, но встречный ветер в Бычьем Горле, это как «кость в глотке». Здесь река зажата между двумя хребтами – Ажендаровским и Салтымаковским. Получается природная труба. Даже незначительный ветер с северных направлений, поднимает внушительную волну, обращая поверхностное течение реки в обратную сторону и что бы пройти этот участок надо постоянно лопатить все 10 километров. На этот раз нам жутко не повезло с погодой.  Во первых: постоянно шел дождь, и приходилось идти под полиэтиленом, а это сильно увеличивает парусность лодки. А во вторых, что самое не приятное: сильный встречный ветер. Пришлось применять подводный парус. Это кусок полиэтилена, примерно 2,5х2,5 метров с привязанными к 4 углам верёвками. С такой конструкцией, зауздав течение, медленно, но верно можно двигаться против сильного ветра. И как назло, начался ливень  с сильными порывами ветра. Пришлось немедленно ломать каркас, что бы уменьшить парусность для предотвращения опрокидывания лодки. Всё это происходило посреди реки, потом ветром нас прибило к скале, которая уходила вертикально в воду. В Бычьем Горле по левому обрывистому берегу, есть место, выстланное плитами из мягкого песчаника, где желающие оставляют свои автографы. Одно время как-то и я нацарапал свой логотип. И в этом году планировали туда заехать, но непогода внесла свои коррективы. А так интересно почитать посмотреть даты. Самую раннею надпись я находил, датированную 1932 годом. К вечеру ветер стих и ползти по «горлу» стало легче. Часов в 20.00 мы уже проходили мимо Ажендарова. Первое, что видится с воды, это черный флаг с изображением скелета рыбы и с лаконичной надписью «Здесь, рыбы нет». Сейчас на месте бывшей деревни, располагается научная база, где летом проходят практику студенту КемГУ. Производится отлов перелётных птиц, окольцовывание и анализ миграционных маршрутов. Ведутся работы на метеостанции, и какие то исследования в Ажендаровском заказнике. Далее за Ажендарово на реке есть довольно опасное место. Там течение реки из середины резко сворачивает с приличной скоростью к обрывистому берегу, усеянному снесенными половодьем деревьями. И надо приложить не мало усилий, что бы подальше отгрести от «потенциальных дыроколов». В случае аварии, сильное течение и приличная глубина не позволят выбраться на берег без потери имущества. Ближе к закату появляется Салтымаковский Яр – высокий обрывистый берег справа по течению, а через 5-6 километров и село Салтымаково. Здесь уже есть стационарное электропитание. Когда-то село Салтымаково, было второе по величине после Крапивино. Сейчас назвать селом это поселение уже трудно. А каких, то лет десять назад  здесь был один из крупнейших лесхозов. Работали крупные магазины, была общеобразовательная средняя школа, клуб, библиотека. В центре села стоял монумент героям гражданской и Великой отечественной войны. Сейчас ничего этого нет.  Есть пара торговых точек расположенных прямо во дворе жилых домов. На месте школы и клуба не осталось даже развалин. Всё перетаскали на дрова и кирпич. Много дворов опустело, дома разбирают на топливо. Сейчас в основном все переезжают в Зеленогорск. Там самые низкие цены в Кузбассе на капитальные квартиры. Пополнив запасы провизии, двинулись искать место для ночлега. Из-за проливных дождей в горах Кузнецкого Алатау и Горной Шории, уровень воды в Томи поднялся почти на метр, по сравнению с прошлыми годами в этот период. Что значительно затруднило поиск места на ночлег. Вода затопила все пляжи и подошла вплотную к кустарникам. С горем, пополам, нашли маленький каменистый пятачок на берегу с прилично видимым уклоном. Но было уже не до выбора, наступала ночь и видимость приближалась к нулю. Поужинали в сухомятку, купленными в Салтымаково, домашними пирожками, запив «водицей покрепче». В течение ночи нам приходилось периодически взбираться по наклонной плоскости обратно от входа палатки к тыльной стенке. Ночь прошла, и к счастью лодки не уплыли. Из-за дождей уровень воды постоянно поднимается. Был случай, когда встали на ночёвку и лагерь расположили в метрах пяти от воды, а на утро лодки уже стояли у самой кромки. А один год Наталья (жена) проснулась оттого, что водой намочило во время сна ноги. Лодка в тот момент мирно плавала возле палатки, на наше везения, был полный штиль. Рыбы жареной на утро не подавали. Выдвинулись до парома, что в 5 километрах от Салтымаково, что бы на нормальном берегу, приготовить завтрак.

Пляжи у парома также оказались все затоплены, встали на старом съезде. Рядом с паромом, всегда существовала проблема с дровами. Ежедневно здесь проезжают и останавливаются десяти людей, то туристы, рыбаки или охотники. Многие путешественники, именно здесь, заканчивают свой маршрут. И на этот раз, пока мы занимались кухней, причалила группа школьников из  какого-то Прокопьевского гуманитарного лицея (вот номер не помню). Начали они свой путь с Новокузнецка и в течение 8 дней шли до Салтымаково, откуда их должна забрать машина. Это первое место, откуда можно уехать, а если повезёт, то и позвонить. Но для этого надо подняться на гору и бегая по полю «ловить антенки». Устойчивая сотовая связь появляется только за Тайдоном. А до этого, от Осинового Плесо и до Тайдона, зона уверенного «радиомолчания». На завтрак подавали уху из заранее засоленной рыбы. С рыбой у нас проблем не было. В этом плане не повезло команде плота, с которой повстречались на реке, они жаловались, что есть огромные проблемы с этим речным продуктом… им его девать не куда. Идём дальше. На Тайдон.  По дороге нагнали кем-то брошенный плот, сделанный из 10-15 сантиметровых брёвен. И снизу, для плавучести, набитый пластиковыми бутылками. Кто-то попользовался и бросил, как в помойку, отходы своего производства. Что ж, «после нас хоть трава не расти». Дошли до Тайдона. Остановились, что бы набрать воды. Вода чистая, но желательно её прокипятить. Вниз по течению, по берегу реки, всё чаще стали попадаться легковые автомобили. Всё интенсивнее наступает цивилизация. В километрах 5 от Тайдона, каждый год, стоит детский палаточный лагерь. Удивительное место выбрали, организаторы, для лагеря. По моему, вся мошка которая есть на реке, рождается именно здесь. Былые года, этот участок длинною 6-7 километров, казался самым не выносимым.  Мошка не обращала никакого внимания на всякие спрэи, мазюльки, даже маскитка для неё не существовала. Так вот мы всегда думали, что этот лагерь, какой то исправительный, для трудновоспитуемых детей. Вроде нормального ребенка не за что так наказывать. На этот раз мы прошли рядом с берегом, и четко были слышны военные команды. Вот как, оказывается, воспитывают будущих защитников Родины. Далее прошли мимо «замороженной» плотины Крапивинской ГЭС. Заночевали напротив Зеленогорска. Завтра Ванька покинет наши ряды и из Крапивино поедет домой. На утро, рыба осталась в реке. Вышли пораньше. Поскольку не предполагаем, с какой периодичностью идут автобусы с Крапивино на Кемерово. Лучше раньше, чем не успеть. В 10 были уже на берегу села. Проводили Ивана, постирались, посушились. К счастью погода к этому располагала. Кое-что докупили в сельпо и налегке двинулись на север. Всё шло прекрасно, до самой Ивановки. Ветер попутный, слегка облачное небо. От Ивановки до Паровайки, настроение начало портиться. Из-за подошедших к реке скал, ветер сменил направление и уже был встречным. Скалы правого берега создавали эффект Бычьего Горла.

Ветер настолько усиливался, что порой невозможно было грести, добавляло трудностей сильное волнений. Подводный парус результатов не приносил, поскольку ветер был немного боковой, лодку всё время прибивало к правому берегу. Кое-как добрались до Кедрового острова. Время примерно около 18 часов. Вставать на ночлег рано, да и в нашем распоряжении оставалось всего три дня. Ради сплава, Наталья подменилась на работе, надо было успевать. А с такой погодой был риск застрять конкретно. Решили переждать, к вечеру обычно ветер стихает. А пока, не запланированный ужин и сон час. На ужин подавали Украинские щи, салат из пойменного лука с майонезом, кофе со сливками. К  20 часам ветер стал немного стихать. Решили двигаться, пока не стемнеет. Палатку не ставить, спать прямо в лодке и с началом рассвета выходить на воду, пока ветер не начнет работать в полную силу. Наташа разбудила меня в 4 часа.

Увеличить

Оказывается, она не смогла уснуть, ей было очень не комфортно. А я как-то этого не заметил. Слегка расцвело, но направления видно. Встали на воду, жена на боковую. К часам 11 были у первых турбаз. Сделал несколько снимков со смотровой площадки, на вершине обрыва по правому берегу.

Пообедали, точнее позавтракали. И далее. Через час-два, опять началось усиление воздушных потоков. Боковым ветром нас затолкало в заросли хвоща в островах у деревни Берёзово. Провели не запланированный сон час. После маленькой передышки, двинулись дальше. После поворота русла, ветер стал встречным, и я закинул парус в воду. Так мы дошли до Металлоплощадки, а это уже Кемерово. У Сухово встретились с прогулочным теплоходом.

Пассажиры довольно эмоционально приветствовали нас, даже было немного приятно. И уже примерно через час мы вышли на берег у авто моста, уставшие, но довольные.  



Внимание!!! Это страница является фреймом и не работоспособна вне структуры сайта. Перейдите на главную страницу. Природа Кузбасса. Туризм в Кузбассе.

Rambler Rambler's Top100 Электронный Кузбасс. Рейтиг ресурсов.  

 

 

Hosted by uCoz